О создании в 2007 году совместных с ДОАО "Центрэнергогаз" специализированных предприятий по ремонту оборудования компрессорных станций
Перед приглашенными, заместителями генеральных директоров дочерних обществ по производству и представителями отделов по эксплуатации компрессорных станций выступили заместитель начальника Управления по транспортировке газа и газового конденсата А.В. Хороших, генеральный директор ДОАО "Центрэнергогаз" Д.В. Доев и его заместители. С докладом "О создании в 2007 году совместных с ДОАО "Центрэнергогаз" специализированных предприятий по ремонту оборудования компрессорных станций" выступил заместитель генерального директора ООО "Тюментрансгаз" Олег Евгеньевич Васин. В своем докладе он остановился на анализе развития единой технической политики в "Тюментрансгазе" по обеспечению надежной и безопасной эксплуатации парка ГПА и созданию совместных ремонтных предприятий на базе региональных ПТУ обществ с ограниченной ответственностью с совместным уставным капиталом ООО "Тюментрансгаз" и ДОАО "Центрэнергогаз" в соотношении 75 и 25 процентов соответственно. Мы предлагаем вашему вниманию доклад Олега Евгеньевича Васина, с которым он выступил на данном Совещании. На сегодняшний день в ООО "Тюментрансгаз" установлено и эксплуатируется 1143 ГПА единичной мощностью от 6 до 25 МВт и более 15 тысяч МВт суммарной. Доля парка ГПА с газотурбинным приводом ООО "Тюментрансгаз" в ОАО "Газпром" составляет 35%, а суммарная мощность - 41%. Парк ООО "Тюментрансгаз" состоит из 24-х типов ГПА, которые можно объединить в 13 групп. Наиболее многочисленные - 36% от общего количества агрегатов - это агрегаты ГПА-Ц-16 с авиационным двигателем НК-16СТ в качестве привода, 28% - ГТК-10-4 Невского завода. Остальные 36% приходятся на ГПА, имеющие различные модификации. Немаловажным фактором, оказывающим непосредственное влияние на качество и сроки проводимых ремонтов, оказывает выработка агрегатами и их узлами установленного заводами-изготовителями ресурса. 40% агрегатов отработали более 100 тысяч часов с начала эксплуатации. Это в большей степени относится к стационарным ГПА отечественного производства. На сегодняшний день 58 % парка этих агрегатов превысили наработку в 100 тыс. часов, а, учитывая существующую загрузку, к 2010 году эта цифра возрастет до 75 %. Агрегаты импортного производства так же подходят к порогу выработки установленного ресурса. В сложившейся ситуации крайне актуальным представляется вопрос о замене выработавших ресурс узлов и деталей на новые. Количество отказов по причине выхода из строя узлов, отработавших назначенный ресурс, даже сравнительно "молодых" ГПА-Ц-16, достигает 39-ти процентов от общего количества остановов. В состав газотранспортной системы ООО "Тюментрансгаз" входят 28 Линейно-производственных Управлений, 212 компрессорных цехов, расположенных от Ямбурга до Нижней Туры. Протяженность магистральных газопроводов в однониточном исполнении составляет более 27 тысяч км и 1500 км в многониточном. Протяженность магистральных газопроводов и сложная транспортная схема продиктовали оптимальное, в части доставки узлов и деталей, расположение ремонтных баз и мастерских, обеспечивающих РТО оборудования КС. Система ремонтно-технического обслуживания в ООО «Тюментрансгаз» организована с учетом местных условий и направлена на поддержание и восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик оборудования, обеспечение надежной и безаварийной работы всей газотранспортной системы. Техническое обслуживание подразумевает обусловленный заводами-изготовителями регламент, предполагает виды РТО и регламентных работ, которые в совокупности складываются в обобщенную программу техобслуживания агрегатов. Три мощных многопрофильных ремонтных предприятия (ПТУ), общей численностью 2700 чел., обслуживают ЛПУ, разделенные по географическому признаку на регионы, и расположены соответственно в городах Надыме, Белоярском и Краснотурьинске. Участки по ремонту и наладке энерго-механического оборудования территориально размещены в каждом из 28 ЛПУ МГ ООО "Тюментрансгаз". Надымское ПТУ выполняет ремонт и наладку оборудования компрессорных станций в Ямало-Ненецком АО, Казымское - в Ханты-Мансийском, ПТУ «Тюментрансгазремонт» обеспечивает Ремонтно техническое обслуживание компрессорных станций в Свердловской области и Приуралье. Производственно-техническое Управление "Надымгазремонт" имеет в своем составе Надымский и Пангодинский Ремонтно Механические Участки, 10 участков по ремонту и наладке энерго-механического оборудования, Цех по ремонту и наладке электротехнического оборудования. Штатная численность управления - 956 чел. Надымский РМУ расположен в г. Надыме на арендованных площадях ООО "Надымгазпром". На этапе создания ПТУ, отсутствие постоянного транспортного сообщения с северными КС в период межсезонных паводков на реках, разделяющих регион практически на два района, приводило к необходимости иметь избыточный резерв отремонтированных узлов и деталей в ЛПУ, что сказывалось на оборачиваемости запасных частей и снижало оперативность выполнения ремонтов. Для решения этой проблемы было создано РМУ при Пангодинском ЛПУ. В течение нескольких лет оно развилось в полноценное ремонтное подразделение, обеспеченное современным станочным и специальным оборудованием, позволяющим восстанавливать узлы ГПА, электродвигатели, запорную арматуру и изготавливать нестандартные детали для любого оборудования КС. 10 участков выполняют ремонт основного и вспомогательного оборудования при соответствующих ЛПУ. Цех по ремонту и наладке электротехнического оборудования производит ремонт, наладку и испытания электрооборудования КС . В производственно-тТехническом Управлении "Казымгазремонт" основную деятельность осуществляют 7 участков по ремонту и наладке энергомеханического оборудования, цех по ремонту и наладке электротехнического оборудования и ремонтно-механический участок, расположенные в г. Белоярский. Участок по ремонту дизелей выполняет капитальный ремонт ДВС аварийных электростанций и их замену. Штатная численность работников ПТУ - 662 человека. На каждом участке имеется оборудование, необходимое для производства ремонтных работ на местах. В связи со сложной транспортной схемой на Сорумском и Перегребненском участках установлены также балансировочные станки. Круглогодичные автодороги имеются не на все КС, поэтому, при необходимости ремонта крупных узлов и деталей (роторов, обойм направляющих аппаратов, воздушных и т.д.) они по "зимней" дороге отправляются в РМУ г. Белоярский. По навигации отремонтированный обменный фонд направляется на участки для создания резерва в летний период эксплуатации. РМУ оснащен станочным парком, позволяющим выполнять сложные ремонты, грузоподъемными механизмами для производства всех видов работ, связанных с капитальными ремонтами турбоагрегатов, включая балансировку роторов. Краснотурьинское ПТУ "Тюментрансгазремонт" имеет в своем составе кустовую ремонтную базу и 11 ремонтных участков. Общая штатная численность - 1126 чел. Наиболее сложные работы выполняются на кустовой ремонтной базе в г. Краснотурьинске, оснащенной станочным парком и грузоподъемными механизмами для производства всех видов работ. В состав кустовой ремонтной базы входят: 1. Ремонтно-механический участок; 2. Участок внешнего ремонта; 3. Участок диагностики и ремонта авиационных двигателей; 4. Группа по ремонту электродвигателей в составе цеха по ремонту и наладке электротехнического оборудования. Таким образом, существующая структура РТО в ООО «Тюментрансгаз» охватывает все направления и обеспечивает проведение качественного ремонта энергомеханического основного и вспомогательного оборудования. Объем выполняемых работ ремонтными управлениями превысит в текущем году два млрд. рублей без учета запасных частей. Необходимо отметить, что в настоящее время в ООО "Тюментрансгаз" отношения эксплуатирующих подразделений с ремонтными определяются хозрасчетными показателями, где финансовая составляющая немаловажна, но на первом плане, все же, остается выполнение программы ремонтов в количественном и качественном выражениях. Опыт реструктуризаций, полученный в последние годы, например, в части организации поставок запасных частей, к сожалению, показывает, что производственные показатели отодвигаются на второй план, уступая место цифрам, отражающим реализацию утвержденных лимитов. Совершенно понятно, что при таком отношении намного удобней иметь дело с дорогостоящими объектами, в ущерб необходимых, но сравнительно дешевых. В области организации ремонта это недопустимо. Программа должна быть сбалансированной и включать в себя как объемные капитальные ремонты ГПА, так и жизненно необходимые ремонты объектов вспомогательных систем. В организации системы ТОРО в "Тюментрансгазе", начиная от составления заявок на запасные части, формирования перспективных планов работ на год, или месяц и заканчивая отчетами о проведенных ремонтах и использованных запасных частях, в настоящее время в тесном взаимодействии принимают участие все службы и отделы по направлениям ЛПУ, ПТУ и аппарата управления. Выполнять такой объем работ позволяет структура штатов и численность работников ПТУ, которая формировалась и уточнялась в течение 10 лет. В ходе выполнения Программы ОАО Газпром по реструктуризации и совершенствованию структуры управления в части технического обслуживания и ремонта оборудования, на начальном этапе рассматривалось создание на базе ремонтных подразделений обществ филиалов "Центрэнергогаза". Учитывая необходимость выполнения стоящей перед ОАО "Газпром" задачи, в ООО "Тюментрансгаз" реализуется альтернативный подход, позволяющий сохранить отлаженные годами производственные взаимоотношения ремонтного и эксплуатационного персонала, простой и открытый для управленческого учета и способный поддержать устойчивый психологический климат в коллективах. В этом направлении производится работа по подготовке документов, необходимых для создания на базе региональных ПТУ обществ с ограниченной ответственностью с совместным уставным капиталом ООО "Тюментрансгаз" и ДОАО "Центрэнергогаз" в соотношении 75 и 25 процентов соответственно. Приказами по предприятиям-учредителям сформированы рабочие группы для подготовки предложений по созданию обществ, в состав которых включены представители производственных, юридических, экономических и кадровых подразделений. На сегодняшний день утверждены организационные структуры Обществ с ограниченной ответственностью, определен состав оборудования, планируемого к передаче в аренду и необходимого для безусловного выполнения программ ремонтов. Предложенная структура управления позволит: - Оперативно организовывать все виды ремонтов (особенно в нештатной ситуации); - Сохранить социальный пакет льгот и мотивацию персонала, устойчивый психологический климат в коллективах; - Решить проблемы с жильем и размещением ремонтного персонала; - Оптимизировать документооборот; - Создать условия для тесной связи между эксплуатацией и ремонтом, обеспечивая единство целей и задач; - Сохранить высокую эффективность системы подготовки персонала на базе учебного центра ООО "Тюментрансгаз"; - Обеспечить быстрое внедрение новых идей как технологических, так и маркетинговых. При необходимости относительно просто и безболезненно для предприятия в целом может быть произведено закрытие или ликвидация одного из подразделений или видов деятельности. В то же время, очевидно, что без потерь на начальном этапе реструктуризации не обойтись, и в первую очередь это коснется системы ТОРО, из которой выпадает звено, играющее значительную роль в работе всего механизма организации ремонта и обслуживания - производственно технические управления. Учитывая это, в ООО ТТГ предполагается пересмотреть штатное расписание до уровня нормативов ОАО "Газпром" в части увеличения не только численности ремонтников рабочих специальностей ЛПУ, но и ИТР, в обязанности которых будет входить формирование заявок и контроль за качеством выполняемых ремонтов. Формирование же сводных заявок на запасные части, графиков ремонтов и сбор отчетов по результатам выполненных в ЛПУ работ, останется задачей производственных отделов. Вместе с этим, головная организация, обеспечивающая единую политику ОАО "Газпром" по управлению системой ТОРО, должна предпринять необходимые меры и в части разработки нормативной документации, охватывающей все оборудование КС, и в части подготовки программного обеспечения, которое позволило бы в едином формате планировать и контролировать выполнение поставленных задач. На сегодняшний день объемы работ, выполняемых ПТУ, складываются из всех видов ремонтов ГПА, запорной арматуры, насосного и тепло-утилизационного оборудования, агрегатов воздушного охлаждения масла и газа. Обобщая, можно сказать, что в ходе подготовки планов работ учитываются все потребности ЛПУ. Ограничением является только установленная численность ремонтного персонала ПТУ. Для определения объемов финансирования капитального ремонта оборудования ООО "Тюментрансгаз", выполняемого вновь создаваемыми обществами по договору субподряда с ДОАО "Центрэнергогаз", в настоящий момент производится оценка затрат ПТУ, учитываемых во всех статьях ООО "Тюментрансгаз". С учетом дополнительных затрат, возникающих при переходе на подрядный способ с образованием юридических лиц, определится объем расходов, требуемый для проведения структурных преобразований ПТУ. На основании полученных расчетов в Департаменты ОАО "Газпром" будут направлены предложения по внесению изменений в действующие лимиты. По сути дела - в зависимости от результатов рассмотрения наших предложений в Финансово-экономическом департаменте, во многом будут зависеть и объемы работ. При переходе на новую форму отношений, номенклатура выполняемых работ внешним подрядом несколько изменится. В первую очередь планируется освободить организуемые ремонтные общества от необходимости и планировать, и выполнять текущий ремонт вспомогательного оборудования КС, запорной арматуры и ППР КЦ. Эту часть ремонтов должны взять на себя бригады ГКС. В то же время важно отметить, что, при условии выделения необходимого финансирования, объемы работ, планируемых к передаче обществам, уменьшать не предполагается. Это подтверждается нашими расчетами, проведенными в ходе подготовки проектов планов ремонтов на 2008 год, которые формируются на основании нормативных документов, разработанных с участием ЦЭГ и утвержденных для использования при планировании для газотранспортных предприятий. С учетом того, что "Нормативы трудоемкости по видам ремонта на основные типы ГПА", Прейскуранты и "Порядок проведения ремонтов" предусматривают увеличение объемов капитальных и средних ремонтов ГПА за счет работ по обслуживанию вспомогательных систем, появляется реальная возможность заняться ремонтом цехового оборудования силами ГКС, что не всегда было возможно, при существующей численности ремонтного персонала ЛПУ. Но, коснувшись этой темы, нельзя не сказать, что вышеуказанные документы требуют доработки, корректировки и дополнения. Нормативы на регламентные работы ГПА и сроки проведения плановых ремонтов, на наш взгляд, завышены, что непременно приведет к разногласиям при формировании годовых программ ремонтов. Уже сейчас, при формировании планов на 2008 год, мы столкнулись с тем, что время простоя парка агрегатов ГТК-10-4 в капитальных и средних ремонтах, рассчитанное на основании утвержденных документов, увеличивается на 40%, и это при том, что регламентированные ремонты, предписанные к проведению через каждые 8000 часов, нами не учитывались. Таким же образам обстоит дело и с ремонтами ГПА-Ц-16. В то же время на ряд видов работ нормативы просто отсутствуют или очевидно занижены. В этом направлении требуется приложить немало усилий и средств и, в конечном счете, разработать документы, основанные не только на опыте газотранспортных предприятий, но на расчетах специализированных организаций, нормирующий труд ремонтного персонала. Решение задачи обеспечения надежной и безаварийной работы газотранспортной системы зависит не только от технических возможностей ремонтных организаций и обеспеченности материальными ресурсами, но, в не меньшей мере, от налаженного взаимодействия всех без исключения служб подразделений общества, от заинтересованности и квалификации каждого работника. Организованная в ООО ТТГ система РТО позволяет добиваться необходимого взаимодействия заказчика и подрядчика, при планировании и выполнении программ РТО. Результаты такой работы очевидны: за последние пять лет коэффициенты готовности и технического использования неуклонно стабильно высокие. Нашей главной задачей на период реструктуризации является не только сохранение завоеванных позиций, но и максимальная оптимизация путей перехода от одной формы организации ремонта к другой, более совершенной".
|