- Валерий Афонасьевич, многие прогнозировали, что Закон «О трубопроводном транспорте» вступит в силу в первой половине нынешнего года. Однако этого не произошло. Почему? - В первом чтении этот законопроект был принят еще в 1999 году, но в Госдуме третьего созыва ему уделяли недостаточно внимания. И только в прошлом году, уже в составе законодательного собрания четвертого созыва, наш комитет активизировал работу над этим документом. Сегодня он готов к одобрению во втором чтении, что мы и рекомендуем сделать депутатам. Внося поправки, мы постарались максимально учесть интересы всех заинтересованных сторон - «Газпрома», «Транснефти», «Транснефтепродукта», Минэкономразвития и Минтранса. Получился хорошо проработанный, фундаментальный закон. Но предсказывать, что его ожидает легкая судьба, не возьмусь. Документ непростой, я бы даже сказал, очень конфликтный. Сложные трубы - И в чем же проблемы? - Для газового рынка - в определении порядка доступа к газопроводам. «Газпром», владеющий транспортной системой, является естественной монополией, но он же занимает доминирующее положение и в добыче. Поэтому необходимо четко оговорить все условия, которые, с одной стороны, позволят корпорации без проблем прокачивать собственный газ, а с другой - дадут возможность независимым производителям воспользоваться свободными мощностями системы. Введение понятия «свободные мощности» и механизма их определения - вопрос не из легких. У нефтяников в плане доступа к трубе все достаточно прозрачно, но есть свои не менее дискуссионные темы. Для «Транснефти» — это банк качества нефти. Мы ввели такое понятие, а также правила и порядок действия этого финансового инструмента при эксплуатации нефтепроводов. Они не содержат большого количества прямых норм, так как все предусмотреть невозможно. В настоящее время эти материалы направлены на рассмотрение в Правительство. Конфликтный момент для всех участников - расширение транспортных мощностей, условия инвестирования и гарантии возврата средств. Собственники трубопроводов хотят полностью определять политику развития, самостоятельно создавать новые маршруты по мере своих возможностей и потребностей. При этом вопрос о строительстве отдельных магистралей, необходимых нефтегазовым компаниям, остается открытым. Решению этой проблемы мы посвятили несколько глав, в которых оговариваются порядок и условия реализации таких проектов с учетом интересов развития не только компаний, но и отрасли в целом. Законодательное разграничение полномочий собственников трубопроводных систем и Правительства - еще одна трудная тема. Правительство хотело бы максимально контролировать ситуацию - цены, тарифы, доступ и все остальное. А компании, напротив, отстаивают возможность определять все эти показатели на правах хозяйственного ведения. Помимо вышеперечисленных есть еще около двух десятков проблемных вопросов. Однако принятие закона неизбежно. Думаю, его судьба решится в следующем году, в ходе весенней сессии Госдумы. Нужная альтернатива - Есть еще один закон со сложной судьбой - «Об альтернативных видах топлива». Каковы его перспективы? - Действительно, история этого документа очень непроста. Раньше он назывался «Об использовании газа в качестве моторного топлива», был принят Госдумой в 1999 году, получил одобрение Совета Федерации, но Президент Борис Ельцин наложил на него вето. На реальную ситуацию в российской экономике тот закон никак не повлиял, поэтому мы и разработали новый. С моей точки зрения, его появление сегодня чрезвычайно актуально для страны, особенно в свете стремительного роста цен на нефтепродукты. Речь идет о развитии производства и использовании помимо традиционных видов топлива (нефти, газа и угля) альтернативных - сжиженного газа, диметилэфиров, спиртов и прочих. Тем не менее, мы получили отрицательные отзывы и испытываем сильное противодействие. Принятие закона подразумевает введение преференций и налоговых послаблений для тех, кто займется новыми технологиями. В условиях, когда в стране полно нефти, газа и угля, «пробить» такой законопроект очень трудно. Как бы то ни было, мы собираемся еще раз рассматривать его концепцию и дорабатывать. Тем самым депутаты хотят донести до бизнес-сообщества, субъектов федерации тот факт, что государство озабочено проблемой использования альтернативного топлива. - Комитет участвует в работе над законом «О недрах»? - Участвуют члены комитета, в том числе и я. Напомню, что принятие этого законопроекта в первом чтении отменили, потому что в нем осталось нерешенным огромное количество вопросов — например, о статусе стратегических месторождений, сквозных лицензиях, мотивации геологоразведки, порядке участия иностранцев в освоении недр и еще целый блок проблем. Документ ждет достаточно серьезной переработки, а после внесения всех необходимых поправок будем двигаться дальше. Для иностранцев - особые правила - Как вы оцениваете инициативу по ограничению деятельности иностранцев, работающих в российской нефтегазовой отрасли? - Доступ иностранцев будет определяться в особом порядке. Я считаю это правильным - мало того, давно пора было так сделать. - А как относитесь к усилению позиций государства в топливно-энергетическом комплексе страны? - Исключительно положительно, я всегда был сторонником этого. ТЭК объединяет стратегические отрасли, на которых держится экономика страны, социальная сфера. Поэтому и отказ государства от регулирования комплекса невозможен. Причем считаю, что оно имеет полное право влиять на ТЭК не только посредством установления правил и ограничений или за счет контроля над транспортной инфраструктурой, но и путем прямого участия в бизнесе. Уверен, что наличие государственных компаний в нефтегазовом комплексе - это благо для России. - Внутренняя реформа, проводимая сегодня «Газпромом», влечет позитивные перемены для корпорации? - Безусловно. «Газпром» постоянно совершенствуется - знаю об этом не понаслышке, потому что в свое время работал в Министерстве газовой промышленности, потом в концерне и в РАО «Газпром». Нынешняя реформа компании - ответ на вызов времени и урок для тех, кто ищет повод для необоснованной критики. Сегодня модифицируется управленческая структура корпорации, что, на мой взгляд, очень хорошо. - Валерий Афонасьевич, а что происходит с либерализацией цен на газ? - Здесь все намного сложнее. Пока «зациклились» на постановлении об эксперименте по свободной продаже 5 млрд. куб. м голубого топлива «Газпрома» и аналогичного количества газа независимых производителей. Завершить работу над этим документом никак не получается. Но, думаю, до конца нынешнего года мы все же должны «пробить» это постановление, а в начале следующего - организовать такой эксперимент, который впоследствии можно было бы расширить. По организации биржевой торговли газом единого мнения нет, хотя, похоже, скоро оно может сформироваться. В целом, думаю, в следующем году полноценной либерализации газового рынка ждать не приходится, хотя тенденция все более и более оформляется. Общественное сознание уже в целом приняло данную идею. Но если очень постараться, возможно, удастся перейти к этому с 2007 года. Беседу вел Денис Кириллов
|