8 декабря 2006 года в центральном офисе ОАО "Газпром" состоялась встреча руководителей ОАО "Газпром" и главных редакторов региональных средств массовой информации. В мероприятии приняли участие более 400 руководителей наиболее влиятельных изданий из 58 субъектов Российской Федерации. В том числе - из регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, где в настоящее время "Газпром" реализует "Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР". Перед журналистами выступили и ответили на интересующие вопросы Председатель Совета директоров ОАО "Газпром", первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев; Член Правления ОАО "Газпром", начальник Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов, генеральный директор ООО "Межрегионгаз" Кирилл Селезнев; Член Совета директоров ОАО "Газпром" - заместитель Председателя Правления Александр Ананенков; Первый заместитель генерального директора - главный управляющий директор ООО "Газпром экспорт" Сергей Емельянов; Генеральный директор ООО "Ямбурггаздобыча" Олег Андреев; Генеральный директор ООО "Тюментрансгаз" Павел Завальный В ходе встречи журналисты получили информацию о событиях в жизни Общества, которые способствовали росту его капитализации, становлению ОАО "Газпром", как глобальной энергетической компании, а также о реализации программы газификации регионов РФ.
Предлагаем вашему вниманию выступление и ответы на вопросы Председателя Совета директоров ОАО "Газпром", первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева «Добрый день, уважаемые коллеги. Рад встретиться с вами здесь в "Газпроме", в нашей крупнейшей российской компании. Причем не только российской, но и мировой компании. Считаю, крайне важно, чтобы информация о деятельности "Газпрома", что называется из первых уст, получали все жители наших регионов. Ведь, в конечном счете, "Газпром" работает для того, чтобы повышать благосостояние наших граждан, обеспечивать им комфорт и тепло в домах. Сегодня мы с вами сконцентрируемся на разговоре о газификации. Тем не менее, несколько слов о том, какие результаты демонстрирует компания в этом году. Стоимость компании к концу 2006 года подобралась к историческому максимуму и составила 280 миллиардов долларов. Она продолжает свое поступательное движение и сейчас. "Газпром" прочно закрепился в первой тройке мировых лидеров по капитализации. Данный показатель очень наглядно демонстрирует пример эффективного государственного участия в управлении бизнес-процессами. Причем участия мажоритарного, когда государство сохраняет контрольный пакет. Безусловно, что причина такого стремительного роста "Газпрома" связана, в том числе, с тенденциями на мировых и российских биржах. Известно, что энергоресурсы в целом, не смотря на различные тренды, дорожают. И это не может не сказаться на стоимости энергетических компаний. Но в то же время хотел бы обратить внимание на то, что такого роста как у "Газпрома" - 200 процентов за 1,5 истекших года - не наблюдалось ни у одного из лидеров мировой энергетики. Каковы причины? Они общеизвестны, мы о них говорили. Значительное влияние на рост стоимости компании оказала либерализация рынка акций "Газпрома". Сегодня его ценные бумаги могут приобретать не только российские, но и иностранные инвесторы по открытым легальным схемам. Но при этом более половины акций "Газпрома" принадлежит государству. Не следует также забывать, что "Газпром" владеет крупнейшими в мире запасами углеводородов и обеспечивает около 6% валового внутреннего продукта России, 8% налоговых поступлений в бюджет. Очевидно, что "Газпром" имеет стратегическое значение для страны. И закрепление в государственной собственности более 50% его акций - это гарантия того, что и после либерализации рынка акций корпорация сохранит целостность, будет развиваться как единый организм, обеспечивая конкурентную борьбу за новые мировые рынки сбыта. Отмечу, что в немалой степени увеличению капитализации способствовала и грамотная стратегия работы компании. Она была направлена на диверсификацию бизнеса, продуктов и маршрутов транспортировки. Сегодня реализуются такие крупнейшие проекты, как строительство газопровода "Норд Стрим", разработка уникального Штокмановского месторождения, освоение ресурсов Ямала, расширение газотранспортной системы России на восток нашей страны. Все это позволит "Газпрому", в конечном счете, увеличить экспорт газа, охватив, в том числе, и Азиатско-Тихоокеанский регион, а также обеспечить надежность поставок, минуя страны транзитеры. Совет директоров не так давно утвердил стратегию развития нефтяного бизнеса, которая позволит обеспечить добычу нефти до 46 миллионов тонн (с учетом "Славнефти") уже в текущем году. Подчеркну, что приобретение "Газпромом" компании "Сибнефть" также положительно повлияло на изменение курса акций компании, на рост его капитализации. Мы планируем, что к 2020 году годовой рост добычи нефти составит около 80 миллионов тонн. Для достижения этого уровня среднегодовые темпы роста должны составить 4%. Это довольно серьезный результат, которого еще нужно добиться, поскольку он в 2 раза выше, чем у крупнейших нефтяных компаний мира. Над этим надо работать. Мы уверены, что такие планы абсолютно реальны, так как они основаны на четкой и сбалансированной стратегии. При этом инвестиционная программа "Газпром нефти" будет полностью финансироваться за счет доходов от ее собственной деятельности, без привлечения ресурсов основного "Газпрома", то есть материнской компании.
Кроме того, в планах развития компании есть еще один сектор - это развитие газохимии, с учетом тех активов, которые "Газпром" в этой сфере имеет. Теперь перейдем к основной теме разговора - развитие газификации в нашей стране. Безусловно, что газификация это ключевая точка роста экономики в значительной части регионов нашей страны. Она дает толчок развитию химии, коммунально-бытовых услуг, перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства. В этой связи подчеркну, что сам проект газификации не уступает по своему значению приоритетным национальным проектам. Более того, от его развития зависит успех по таким национальным приоритетам, как "Доступное и комфортное жилье", "Развитие агропромышленного комплекса". Газификация природным и сжиженным газом сегодня составляет около 74%. При этом в городах это 73%, а на селе порядка 76,5%. Но обеспечение собственно природным газом в городах и крупных поселках сегодня значительно ниже. 61% газифицировано в городе, а в глубинке в наших селах это лишь - 36%. Цифры недопустимо маленькие. Об этом мы уже неоднократно с вами говорили. И очевидно, что потребности в газификации пока очень велики. Стало уже общим местом утверждение о том, что такая мощнейшая газовая держава как Россия не может допустить, чтобы газ отсутствовал у ее граждан. Программа газификации на 2005-2007 год, которая разработана "Газпромом" и финансируется "Газпромом" предполагают улучшить качество жизни более 11 миллионов россиян, проживающих в 53 субъектах Федерации. "Газпром" планирует инвестировать в газификацию в период с 2005 по 2008 год около 61 миллиарда рублей. Это большие цифры даже для такого гиганта, как "Газпром". Это позволит повысить к 2008 году уровень газификации в целом по стране до 62%. В том числе в городах до 67%, а в селах до 44%. Речь идет о газификации природным газом, а не сжиженным. А также дополнительно включить в программу еще пять регионов, которые мы до сих пор не рассматривали. Это Иркутская область, Алтай, Дагестан, Карелию и Ямало-Ненецкий округ. Теперь несколько слов о строительстве объектов газификации. Общая протяженность завершенных в 2006 году строительных объектов составила порядка 1 тысячи 313 километров. На 309 объектах, которые планируется завершить в 2007 году, уже развернуты масштабные работы. Кроме того инвестиции в реконструкцию и перевооружение существующих сетей составят 1,5 миллиарда рублей. Подчеркну, что все эти работы ведутся совместно "Газпромом" и региональными властями. За строительство газопроводов, которые ведут газ в города и поселки отвечает "Газпром", а за подведение газа в каждый дом, в каждую квартиру отвечает регион. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы исключить ситуацию, когда газ подводили к тому или иному населенному пункту, а труба продолжала бездействовать из-за нерасторопности местных руководителей. В настоящее время подписаны графики синхронизации строительства объектов газификации между "Газпромом" и администрациями регионов. И мы следим за их неуклонным исполнением. Одно из таких совещаний не так давно прошло на выезде. Будем продолжать контролировать этот процесс и дальше. Отмечу, что "Газпром" в общем и целом соблюдает эти графики. По ряду объектов ввод осуществляется даже ранее установленных сроков. Администрация регионов в целом тоже ответственно подходит к выполнению своих обязательств. Но есть, конечно, и некоторые проблемы. Мы на эти проблемы нашим коллегам обращали внимание. Есть отставания в ряде регионов. Я сейчас их назову. Это Алтай, Пермский край, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Архангельская область, Новосибирская и Оренбургская области. Там нет никакой катастрофы, но, тем не менее, я хотел бы призвать руководителей всех регионов и руководителей всех муниципальных образований, которые погружены в этот процесс, строго следовать графику синхронизации, который был подписан со всеми руководителями. Еще раз повторю, что мы будем следить за исполнением этих графиков, и, в конечном счете, исполнение этих обязанностей будет учитываться при распределении инвестиций в газификацию на следующий год. Уважаемые коллеги, вот несколько тем, которые я хотел бы затронуть в начале разговора. Поговорить о тех проблемах, которые "Газпром" решает и о тех проблемах, которые, в конечном счете, связаны с повышением качества жизни наших людей. В заключение хотел бы выразить надежду, что та информация, которую вы сегодня получите от меня и от моих коллег, а у вас, я так понимаю, сегодня полноценный рабочий день в "Газпроме", это очень здорово, она станет доступной для всех, кто проживает в ваших регионах. Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы».
ВОПРОС: "Красноярские новости". «Скажите, пожалуйста, Дмитрий Анатольевич, на сколько повысится цена на газ для российских потребителей в 2007 году. Если возможно, расскажите немного подробнее о решении Правительства о либерализации рынка газа в России, и скажется ли это на цене газа для простого населения?»
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: «Вы задаете очень важный вопрос. Действительно, не так давно прошло заседание Правительства, по итогам его принят ряд серьезных решений, касающихся оптовых цен на газ и на электроэнергию на внутреннем рынке на 2007 год, и на более отдаленную перспективу, до 2011 года.Цены, которые сложились на внутреннем рынке, создавали определенный диспаритет, ограничивали развитие газовой отрасли в стране, что, в конечном счете, ставило под угрозу энергетическую безопасность всей нашей державы. Кроме того, те механизмы ценообразования, которые сложились за прошедшие годы, отражались на реализации крупных инвестиционных проектов, соответственно, на состоянии государственного бюджета. Что предполагается сделать по тем решениям, которые приняты? Предполагается, что с 1 января 2007 года тарифы на газ будут повышены на 15%. При этом предполагается очень важный переход, переход на долгосрочное ценообразование, на работу по 5-летним договорам на поставку и транспортировку газа. Установление соответствующей формулы цены, с учетом доходности по транспортировке, по другим составляющим. То есть, применяется весь набор критериев ценообразования, который существует во всем мире, и которыми пользуются в других странах. Либерализация внутреннего рынка газа будет идти постепенно. Она должна обеспечить предсказуемость работы на российском рынке и позволить планировать развитие компаний на долгосрочную перспективу. В конечном счете, она должна создать новые условия конкурентоспособности нашей страны. В результате перехода на новые механизмы ценообразования, наши предприятия должны встроиться в мировую систему разделения труда, снизить издержки и заняться энергосбережением, что для нашей страны немаловажно.
Такова ситуация. Она позволяет работать на нашем энергетическом рынке по-новому. Создавать новые возможности для развития газовой составляющей нашей страны, для развития электроэнергетики. А с другой стороны, на наш взгляд, она позволяет решать все социальные проблемы, не нанести ущерба интересам населения».
ВЕДУЩИЙ: «Поступают вопросы, в которых на самом деле, в том числе, и ответы уже содержатся. "Газ согревает нашу холодную страну, с его помощью производят 50% электроэнергии, но многие электростанции, работающие на газе, имеют эффективность на уровне 33%. У 9 из 10 потребителей нет газовых счетчиков. Как бороться с расточительством?" Это на самом деле уже фактически ответ на вопрос, который задан».
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: «Я могу еще два слова сказать. Я поддерживаю такой подход. Очевидно, что мы - самая крупная газовая страна. У нас масса возможностей. В то же время мы абсолютно не привыкли считать тот газ, который сжигается у нас как на промышленных предприятиях, так и в домах. Недавно, при посещении одного из регионов, во время общения с предпринимателями, был задан вопрос по поводу энергосбережения. В качестве позитивного примера была приведена цифра: за этот год газопотребление снижено на 3%. Но мы с вами прекрасно понимаем, что 3% - это ничего. У нас здесь колоссальные ресурсы. И по снижению энергопотребления промышленных предприятий, и по рационализации энергопотребления у наших обычных граждан, в наших квартирах. Потому что культуры учета газа, культуры счета энергоносителей у нас никогда не было. Надо этим заниматься».
ВОПРОС: "Белгородская правда". «Дмитрий Анатольевич, закрыт ли вопрос по поставкам газа на Украину и транспортировке через ее территорию? И как в дальнейшем будут развиваться взаимоотношения "Газпрома" со странами СНГ?»
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: «Я думаю, что взаимоотношения "Газпрома" с соседями будут развиваться по позитивному сценарию. Постольку поскольку у нас общая история, общая когда-то система газоснабжения. И самое главное, у нас общие интересы. Сейчас мы проходим достаточно сложный период, период перехода на рыночные механизмы ценообразования по газу. В конечном счете, все стабилизируется, и поставки будут осуществляться также, как они осуществляются для потребителя в дальнем зарубежье.Теперь в отношении Украины и некоторых других государств, в отношении которых сегодня происходит переход на новые механизмы ценообразования. По Украине: балансом "Газпрома" в следующем году не предусмотрена поставка российского газа, с учетом того, что мы договорились с украинскими коллегами - им будет поставляться среднеазиатский газ. Этот газ имеет определенную стоимость. Это цена положена в основу долгосрочных взаимоотношений с Украиной. И на ближайшие годы мы предполагаем, что эта цена сохраниться в тех параметрах, которые установлены соглашением между "Газпромом" и его украинским контрагентом: в районе 130 долларов за тысячу кубических метров. При этом речь идет о согласованных объемах поставки. Это 55 миллиардов по году. Происходит переход на новые условия ценообразования и с другими странами. Как я уже сказал, этот переход, естественно, не прост, поскольку постольку, каждая экономика должна к такого рода событиям подготовиться. "Газпром" не делает таких шагов одномоментно. Мы не выводим ни одну страну постсоветского пространства на цены, которые сегодня применяются в Западной Европе. Но рассчитываем завершить эти процессы где-то к 2008 году. По каждой из этих стран существует специальный расчет цены. С учетом долгосрочных контрактов и тех составляющих, которые обычно применяются при расчете соответствующих цен на энергоносители, по определенной формуле, включающей ряд компонентов. Эти цены известны. Они доведены до наших контрагентов. Сейчас идет согласование соответствующих договоров. И мы рассчитываем, что в ближайшее время вся эта работа завершится. Мы стараемся сделать так, чтобы наши коллеги могли подготовиться и войти в новые условия сотрудничества в максимально подготовленном состоянии. При этом мы понимаем, что эти цены будут рыночными. И этот принцип теперь постоянен. Эта цена может меняться в зависимости от того, как будет меняться в соответствии с формулой цены общая энергетическая компонента. Если будет происходить понижение цены, соответственно будет происходить понижение цен для наших контрагентов в странах СНГ. Но все это зависит теперь уже от конъюнктуры рынка. И хорошо, что мы переходим, наконец, на цивилизованные формы сотрудничества с ними. Как мне представляется, такой переход, в конечном счете, должен повысить конкурентоспособность экономик этих стран. Я не так давно встречался с вашими коллегами, с журналистами из государств СНГ и стран Балтии, и сказал им, что такого рода изменения - они всегда, хоть и болезненны, но они во благо. Потому что предприятия, расположенные в этих странах, начинают жить по разумным экономическим законам. Начинают считать энергозатраты. Начинают применять эффективные механизмы энергосбережения. В результате это отражается на издержках производства, на той цене, по которой они производят продукцию. Продукция становится более конкурентоспособной. Так что, в конечном счете, мы способствуем интеграции этих государств в мировые экономические процессы.
ВЕДУЩИЙ: «Сказанное и к российским потребителям относится. Тут спрашивает Павел Самойлин из Уфы, будут ли увеличены газовые квоты для нужд промышленных предприятий, иначе невозможно удвоение ВВП. Есть много вопросов в отношении Сибири, Дальнего Востока. Каковы приоритеты - "Газпром" в Восточной Сибири. Когда она станет центром газодобычи? Какие планы компании в отношении газификации конкретно Красноярского края. Когда будут проработаны планы газификации Дальнего Востока? Планирует ли "Газпром" разрабатывать нефтяные месторождения в Дальневосточном регионе?»
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: «Вы понимаете, что перспективы там колоссальные. В то же время "Газпром" исторически, так получилось, в этих регионах не был представлен полноценно. И сейчас, после формирования энергетической стратегии развития государства и Энергетической стратегии "Газпрома", компания повернула свое лицо в сторону Дальнего Востока и Восточной Сибири, и естественно, что будет происходить развитие по всем тем составляющим, о которых вы спрашиваете.Очевидно, что очень многое зависит от того, как будет формироваться рынок покупателя. Кто будет приобретать газ. Сегодня существует несколько проектов, связанных с поставкой газа в ряд Азиатско-Тихоокеанских стран. В частности, в Китай. Развитие трубопроводного транспорта соответственно будет подталкивать и развитие газификации в этих регионах. Потому что одно сопровождает другое. И вы понимаете, что и в европейской части нашей страны развитие газификации стало интенсифицироваться после того, как появилась мощная система поставок газа в Европейские страны. Поэтому по мере движения "Газпрома" на Дальний Восток, будет развиваться и газоснабжение территорий. Мы понимаем, что это не быстрый процесс, в то же время мы должны этим заниматься, потому что действительно без прихода газа в эти регионы, ни увеличения валового внутреннего продукта, ни общий экономический рост невозможны. Поэтому стратегически "Газпром" определился. Он будет двигаться на Восток Сибири, в Дальневосточные регионы. И сегодня это уже воплощается в ряде решений, которые были приняты Советом директоров, Правлением компании. Единственное, для всех для нас должно быть понятно - это будет длиться годы. И, соответственно, по мере продвижения будут осваиваться как новые месторождения, так и появляться новые социально-экономические проекты».
ВОПРОС: "Новые Известия". У меня два небольших вопроса. Первый - как вы относитесь к идее Алексея Кудрина о том, чтобы перечислять в Стабфонд сверхдоходы не только от нефти, но и от газа. И второй вопрос, чуть более емкий. Вы говорите о необходимости либерализации рынка газа, но не считаете ли Вы, что, прежде всего, нужно либерализовать сам "Газпром". ...Мы видим, например, что "Газпром" получил монополию на экспорт газа, и фактически стал монополистом буквально за последние несколько лет. Не считаете ли вы, что без либерализации внутренней "Газпрома" невозможно либерализовать и рынок цен, или это будет просто бессмысленно? Спасибо.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: Сначала с глобального вопроса, о либерализации "Газпрома", как вы выразились. Я, откровенно говоря, не очень понимаю, что это такое. Но попробую прокомментировать то, что вы сказали.По поводу того, что нигде в мире нет такой ситуации, как в "Газпроме". Но нигде нет второго "Газпрома". "Газпром" - уникальная компания. И, на мой взгляд, одно из достижений государства за последние 15 лет заключается в том, что оно не разрушило свою крупнейшую компанию. А идеи по разделению "Газпрома" на части - они были. К чему бы мы пришли? Вот только что задавался вопрос по развитию газоснабжения Восточной Сибири, Дальнего Востока. Кто бы развивал новые месторождения? Кто занимался бы газификацией? Частные компании этим заниматься не будут. Дело даже не в газификации, хотя это очень важная составляющая. И мы с вами встретились, в том числе, об этом поговорить. А дело в том, что "Газпром" - это уникальный механизм, который формировался в течение, по сути, очень значительного времени. И разрушение его может привести к катастрофическим последствиям для всей нашей страны. Поэтому мы должны укреплять "Газпром". Делать таким образом, чтобы "Газпром" развивался как крупнейшая российская компания. У нас есть все шансы превратить "Газпром" в самую крупную по капитализации компанию в мире. Компанию, с которой будут считаться, компанию, которая будет являться ключевым игроком на энергетических рынках в самых разных уголках планеты. Разделив ее на части, мы получим ситуацию, когда таких игроков будет много. И они не смогут конкурировать с крупнейшими компаниями других стран. Это не в интересах государства. Вы сказали, что "Газпром" стал монополистом? "Газпром" всегда был монополистом, и всегда был инфраструктурным монополистом. Такого рода монополии существуют во всех странах. И задача государства поддерживать их в эффективном экономическом состоянии. Развитие "Газпрома" последних лет показывает, что именно по такому пути "Газпром" и двигается. Капитализация его выросла, по сути, в 30 раз. Вот когда в 2000 году меня избрали в Совет директоров, "Газпром" стоил 9 миллиардов долларов. Это крупнейшая компания России. Вы понимаете, сколько стоила экономика России - ничего, пшик. Теперь "Газпром" стоит совершенно других денег. Зачем же государству резать курицу, которая несет золотые яйца? Это не по-государственному. И последнее, по поводу того, что нигде в мире не существует компаний, в руководстве которых принимает участие государство. Вы знаете, государство, я об этом неоднократно говорил, далеко не всегда является эффективным собственником. Государство большое, инертное, и государство не должно принимать участие в таких бизнес процессах, которые легко идут без его участия. Но государство должно участвовать в тех стратегических отраслях, без которых распадется само государство. Уход из которых для нашей страны может закончиться фатально. Таких отраслей, таких сфер не должно быть много. Они для всех очевидны. Так вот, говоря о том, существуют ли подобные компании в других странах, я вам отвечу утвердительно. Такие компании, меньшие по масштабу, существуют. Давайте вспомним норвежский опыт. Некоторые другие страны. В частности, когда мы говорим о Норвегии. Вы, наверное, слышали, что там две основные нефте- и газовые компании принадлежат государству. И в управлении этими компаниями принимает участие государство. Это одни из самых эффективных компаний в Европе сейчас. Поэтому я не могу согласиться с тем, что само по себе присутствие государственных служащих в управлении компанией - это абсолютное зло. Но не поймите мои слова и таким образом, что без государства невозможно управлять никакими бизнес-процессами. У государства должна быть своя ниша. Государство должно контролировать принятие стратегических решений в таких компаниях как "Газпром", как некоторые другие инфраструктурные монополии, сохраняющиеся в нашей стране. Все остальные решения должны реализовываться менеджментом. Этот менеджмент нанимается на абсолютно рыночных принципах, и работает по соответствующим контрактам. Это то, что я хотел сказать в отношении "Газпрома". Теперь в отношении стабилизационного фонда. Я пока не видел полноценного изложения этой идеи. Стабилизационный фонд имеет определенную цель. Цель в основном заключается в стерилизации избыточного денежного предложения. Он эту функцию выполняет. Выполняет, на мой взгляд, достаточно эффективно, хотя дискуссии об использовании стабилизационного фонда не утихают. Наверное, это обычная ситуация. Что касается возможности направления в стабилизационный фонд тех или иных сверхдоходов, то все эти возможности находятся в руках у государства. И если государство, рассмотрев ту или иную идею, а пока, я так понимаю, это только идея, примет соответствующее решение, часть доходов может быть направлена в стабилизационный фонд. Такого рода решения должны приниматься в зависимости от конъюнктуры цен, и положения дел в соответствующих отраслях».
Управление информации ОАО «Газпром»
|